ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 51RS0001-01-2025-000071-60 |
Дата поступления | 09.01.2025 |
Номер протокола об АП | б/н |
Судья | Макарова Ирина Серговна |
Дата рассмотрения | 10.02.2025 |
Результат рассмотрения | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Номер здания, название обособленного подразделения | Октябрьский районный суд г. Мурманска |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 09.01.2025 | 17:06 | 09.01.2025 | ||||||
Подготовка дела к рассмотрению | 09.01.2025 | 17:15 | Назначено судебное заседание | 27.01.2025 | |||||
Рассмотрение дела по существу | 10.02.2025 | 16:00 | Вынесено постановление о назначении административного наказания | 27.01.2025 | |||||
Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ | 13.02.2025 | 14:00 | 13.02.2025 | ||||||
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства | 13.02.2025 | 16:06 | 13.02.2025 | ||||||
Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА | 24.02.2025 | 17:02 | 26.02.2025 | ||||||
Вступление постановления (определения) в законную силу | 07.03.2025 | 17:02 | 26.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | ООО "Яндекс. Такси" | ст.14.7 ч.2 КоАП РФ |
УИД: 51RS0001-01-2025-000071-60
Дело № 5-4\2025
полный текст изготовлен 12.02.2025
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 февраля 2025 года г.Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в помещении суда, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр.Ленина, д. 54, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Яндекс Такси» ИНН 7704340310 ОГРН 5157746192731 юридический адрес: 123112 г. <адрес>1й Красногвардейский <адрес> стр.1 пом.36.9 этаж 36,
УСТАНОВИЛ:
Ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Яндекс Такси» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Яндекс Такси» на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного органа Балаяну Э.А. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал, пояснил, что вина юридического лица доказана представленными материалами дела.
Потерпевший Потерпевший №1 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он, вместе с семьей прилетел в аэропорт Мурманск, через приложение «ЯндексGо» был размещен заказ легкового такси. На автомобиле «Кiа Rio» приехал водитель ФИО2, перевозчиком являлся ИП ФИО3 Он обратил внимание, что водитель автомобиля был очень уставший, на лобовом стекле имелась трещина, что угрожало безопасности движения. Перевозчик ИП ФИО3 не имела разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа в <адрес>. Водитель ФИО2 не имел трудового договора, заключенного с перевозчиком. В салоне такси отсутствовала информация о перевозчике, и вообще какая-либо информация. ООО «Яндекс.Такси» ввело его в заблуждение относительно потребительских свойств услуги по перевозке пассажирами легкового такси, в том числе её качества и безопасности, не обеспечило гарантии качества и безопасности предлагаемой услуги. Он обратился с жалобой в Управление Роспотребнадзора и в ГИБДД. Настаивал на привлечении ООО «Яндекс.Такси» к административной ответственности.
Заслушав представителя административного органа, потерпевшего, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 указанного Кодекса при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 2 статьи 14.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и судом установлено, что гражданин Потерпевший №1, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 41 минуту обратился через приложение «ЯндексСО» за предоставлением услуги по перевозке (такси), маршрут перевозки: от Аэропорт Мурманск (184355, <адрес>, Аэропорт) до г. Мурманск, <адрес>, потребителю был подан автомобиль «<данные изъяты>», государственный номер №, белого цвета, водитель ФИО2, перевозчик ИП ФИО3 (ИНН №). Оплата услуги согласно приложенному кассовому чеку № от ДД.ММ.ГГГГ была произведена в размере 1025 руб. 00 коп., кассовый чек выдан ООО «Яндекс Такси».
При проверке информации о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Мурманска на интернет - портале Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> «https://mintrans.gov-murman.ru/services/taxi-check/» установлено, что данные о выданном разрешении на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Мурманска на транспортное средство: легковой автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак №, белого цвета отсутствуют, ИП ФИО3, ИНН: № не выдавалось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес>; водителю ФИО2 не выдавалось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес>.
По результатам проведённого административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Яндекс Такси» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 2 статьи 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административный орган в протоколе об административном правонарушении признает общество агрегатором информации о товарах (услугах), который формирует у потребителя впечатление о том, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будет оказана лицом, имеющим разрешение на осуществление такой деятельности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к оказанию таких услуг.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) дано определение понятия владельца агрегатора информации о товарах (услугах).
Так, в Законе о защите прав потребителей указано, что владельцем агрегатора является организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с п. 3 ст. 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно условиям сервиса Яндекс.Такси общество предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением продавца (исполнителя услуги) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем услуги) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.
Потребитель, являясь экономически слабой стороной, заключая договор через сервис Яндекс.Такси и оплачивая денежные средства непосредственно сервису, а не напрямую исполнителю услуги, обоснованно полагает, что ему будет оказана услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с соблюдением обязательных требований, предъявляемым законодательством Российской Федерации к оказанию таких услуг, при наличии всех разрешительных документов и услуга будет безопасной.
Таким образом, по смыслу определения Законом о защите прав потребителей понятия владельца агрегатора, а также тот факт, что именно в приложении сервиса Яндекс.Такси имеется возможность ознакомиться с предложением исполнителя и произвести предварительную оплату указанной услуги путем перевода денежных средств владельцу сервиса, суд приходит к выводу, что общество является владельцем агрегатором информации о товарах (услугах).
Как указано в п. 1.2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей, владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации.
Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На ООО «Яндекс.Такси», как на владельца агрегатора, в силу действующего законодательства возложена обязанность доводить до сведения потребителя достоверную и полную информацию об услуге или исполнителе, на основании которой потребителем будет заключен договор возмездного оказания услуг с исполнителем.
Соответственно, в настоящем случае общество как владелец агрегатора информации ввело потребителей в заблуждение, поскольку сервис «Яндекс.Такси» создает у потребителя впечатление, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будет оказана в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к оказанию таких услуг, не информируя потребителя о том, что услуга может быть оказана лицом, не имеющим всех разрешительных документов на осуществление данного вида деятельности.
При этом в силу ч. 2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
По смыслу указанных норм Законом о защите прав потребителей на исполнителя услуги, равно как и на владельца агрегатора информации, возложена обязанность доведения до сведения потребителя информации о наличии всех разрешительных документов при осуществление пассажирских перевозок.
Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 580-ФЗ).
Основания для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси определены ст. 3 Закона N 580-ФЗ.
Так, в ч. 1 ст. 3 Закона N 580-ФЗ указано, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано.
Физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси после заключения предусмотренного статьей 20 названного Федерального закона договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2 данной статьи).
Также ст. 12 Закона N 580-ФЗ установлены требования, предъявляемые к водителю легкового такси, согласно которым водителем легкового такси может быть лицо, которое:
1) имеет право на управление транспортными средствами категории "B" в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в течение трех и более лет;
2) не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "B" или медицинских ограничений к управлению такими транспортными средствами;
3) заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.
Законом о защите прав потребителей на владельцев агрегаторов информации прямо не возлагается функция по контролю о наличии всех разрешительных документов у исполнителей услуг, однако нормами ст. 9 данного Закона установлена обязанность доведения до сведения потребителя информации о наличии разрешительных документов, сроках их действия, а также информация об органе, выдавшем указанные документы.
Поскольку в настоящем случае до потребителей информацию об услуге доводит непосредственно сервис «Яндекс.Такси», а не сами исполнители пассажирских перевозок, то и обязанность по предоставлению информации о наличии разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси автоматически возлагается на владельца агрегатора информации.
Таким образом, изложенные обстоятельства указывают на наличие в действиях (бездействии) владельца агрегатора информации административного правонарушения, выраженного во введении потребителей (пользователей сервиса Яндекс.Такси) в заблуждение относительно того, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будет оказана в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к оказанию таких услуг, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 41 минуту ООО «Яндекс.Такси» по юридическому адресу: г. <адрес>1й Красногвардейский <адрес> стр.1 пом.36.9 допустило введение потребителя Потерпевший №1 в заблуждение относительно потребительских свойств, качества и безопасности услуги по перевозке от Аэропорта Мурманск ( <адрес>, Аэропорт) до <адрес> копр.1 <адрес> г. Мурманска, не обеспечило гарантии качества и безопасности предлагаемой перевозчиком ИП ФИО3 (ИНН: №) услуги, а также перевозки осуществляемой водителем ФИО2, допустило осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси в отсутствии разрешения на осуществление данного вида деятельности, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренного частью 2 статьей 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения и виновность ООО «Яндекс.Такси» в инкриминируемом правонарушении подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в котором изложена обстоятельства совершенного правонарушения; определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Яндекс.Такси» по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ; сообщением Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> №-ЮП от 03.12.23024 о том, что ИП ФИО3, водитель ФИО2 не выдавалось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа; распечаткой с интернет-портала Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о том, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на легковой автомобиль <данные изъяты> государственный номер №, белого цвета, отсутствует, также отсутствует разрешение на осуществление определенного вида деятельности перевозчику ИП ФИО3; обращением потерпевшего Потерпевший №1 о совершенном административном правонарушении; распечатка с Интернет-ресурса «Яндекс Gо»; кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ об оплате 1025 рублей за перевозку пассажиров и багажа ООО «Яндекс.Такси»; выпиской из ЕГРЮЛ.
Оснований не доверять представленным доказательствам у судьи не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих за собой прекращение производства по делу, в ходе рассмотрения дела не установлено, как и оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения юридического лица от административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данным официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ООО «Яндекс.Такси» не внесено в Единый реестр малого и среднего предпринимательства.
В силу требований части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии назначения административных наказаний, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Принимая во внимание отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, фактические обстоятельства административного правонарушения, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, нахожу возможным назначить юридическому лицу ООО Яндекс.Такси» наказание в пределах санкции, предусмотренном части 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
признать виновным юридическое лицо ООО «Яндекс.Такси» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
Единый казначейский счет 40№
Отделение Мурманск Банка России // УФК по <адрес>
БИК ТОФК №
ИНН налогового органа № ; КПП №
Номер казначейского счета №
КБК 141 116 01141 01 9002 140 №
Получатель УФК по <адрес> (Управление Роспотребнадзора по <адрес>, лицевой счет №)
УИН:14№ ЕИП (22знака):2007№.
(штраф за административное правонарушение по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ)
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Неуплата административного штрафа по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд город Мурманска в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья И.С. Макарова
